Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся

Банер-20-лет-001ЗОЖ

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в создании условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, воспитания стремления к здоровому образу жизни.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Федеральный Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в РФ», Указами Президента РФ: «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

Сегодня развитие физической культуры, детского и юношеского спорта является одной из главных задач государственной политики. Затраты бюджетов всех уровней на развитие физической культуры и спорта, сегодня – это инвестиции в будущее российского общества и государства, кадровый потенциал и здоровье нации.

В настоящее время становится все более очевидным, что решать задачи воспитания и обучения, проблемы социальной жизни ребёнка можно только при объединении усилий семьи и учреждения где он обучается.

Взаимодействие семьи и образовательного учреждения в вопросах формирования и укрепления здорового образа жизни детей и подростков – комплексная социальная и педагогическая проблема. Она требует объединения усилий всех участников образовательных отношений: педагогов, различных специалистов, администрации учреждения, родителей, других социальных партнеров.

Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% – от действия окружающей среды, 10% – от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% – зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.

Нормой каждого должен стать здоровый образ жизни и санитарная культура. Здоровый образ жизни не совместим с вредными привычками. Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время – важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.

Известно, что все знания, умения, навыки и привычки ребёнок получает в процессе обучения и воспитания, поэтому методам формирования собственного здоровья необходимо учить, как учат детей чтению, письму и счёту. Настало время, когда жизненно важно научиться быть здоровым, выжить в столь сложных условиях, оздоровить среду обитания, производственную и бытовую обстановку.

На формирование культуры здоровья детей оказывают влияние различные по набору и взаимодействию социальные факторы, среди которых определяющими являются семья, ее образ жизни, привычки и традиции. Семья – один из главных факторов развития и воспитания личности. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им в обеспечении условий для саморазвития, помогая показать свои индивидуальные задатки, склонности и реализовать их в форме, полезной для него самого и общества. Поэтому современное образовательное учреждение, в частности – детско-юношеская спортивная школа должна быть крайне заинтересована в образовании и формировании культуры здоровья, прежде всего родителей. Образование родителей, в отличие от детей, в первую очередь призвано оказать им помощь в сохранении и укреплении здоровья детей.

Семья – это среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Влияние семьи на формирование культуры здоровья ребенка зависит от следующих факторов: «Общение и деятельность по формированию культуры здоровья учащихся в семье напрямую связаны с психологическими механизмами социализации».

Первый такой механизм – подкрепление. Поощряя определенное поведение ребенка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих, наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьесберегающих правил, родители внедряют в сознание ребенка систему ценностных установок и норм культуры здоровья, знание о том, какие из них одобряются, а какие нет.

Другим механизмом является идентификация. В ее основе лежит подражание своим родителям, ориентация на родительский пример, на их уровень сформированности культуры здоровья.

К сожалению, приходится констатировать, что родители далеко не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни.

К основным причинам рискованного поведения родителей можно отнести:
– недостаток знаний о негативном влиянии на организм факторов риска (малоподвижный образ жизни, неправильное питание, несоблюдение правил гигиены и психогигиены и т.д.);
– недостаток знаний о том, как можно решить проблему здорового поведения для определенной категории людей;
– неправильные установки: «лишние килограммы не вредны для меня», «придет время, и я позабочусь о своем здоровье», «здоровее питание дорого стоит», «от стрессов в нашей жизни не уйти» и т.д.;
– отсутствие навыков, недостаток опыта: люди не умеют рассчитать свой рацион и оптимальный двигательный режим, не умеют отдыхать, не прибегая к употреблению психоактивных веществ, не умеют преодолевать стресс, не владеют навыками самоконтроля и самопомощи и т.д.;
– социокультурные проблемы: отсутствие условий для активного досуга; господство традиций, поощряющих употребление табака и алкоголя, недостаточный ассортимент здоровых доступных продуктов, недостаточное количество психологов и психотерапевтов и т.д.; отсутствие образовательных программ для взрослого населения по вопросам формирования здорового образа жизни.

В сложившейся ситуации не вызывает сомнения тот факт, что современная семья не может выполнить свою роль в формировании у детей здорового образа жизни без активной поддержки со стороны образовательного учреждения.

Ежегодные медицинские наблюдения и отчеты-анализы за 2013 – 2015 г.г. врача учреждения, говорит нам что, состояние здоровья различных контингентов учащихся не выявило положительной динамики за последние три года. Напротив, прослеживается увеличение численности учащихся с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, аллергической, эндокринной и нервно-психической патологии, нарушений зрения и заболеваний полости рта. В 2014/2015 учебном году сохраняется рост заболеваний полости рта и функциональные нарушения ритма сердца, причем рост отмечается у учащихся учебно-тренировочных групп, где контроль родителей за детьми значительно снижается. Увеличилось количество амбулаторных приемов, за счет усиления медицинского контроля за состоянием здоровья учащихся.

Первым и решающим условием направленного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогами и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу формирования культуры здоровья, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах. Вторая, не менее важная задача педагога заключается в вооружении семьи знаниями и умениями по вопросам укрепления и сохранения здоровья, в их усвоении непосредственно теоретической и практической, здоровьеориентированной деятельности.

Следствием такой организации взаимодействия станет активное участие родителей в формировании культуры здоровья не только своего ребенка, но и их самих.

Совместная работа образовательного учреждения и семьи должна вестись в следующих направлениях:
– просветительская работа с родителями учащихся;
– обучение родителей формам и методам формирования у детей и подростков здоровьесохранных умений и навыков;

– вовлечение родителей в совместную воспитательную деятельность и  внешкольную работу;
– совместное участие во внутришкольных и городских спортивно-массовых мероприятиях, туристских походах и экскурсиях;
– пропаганда опыта семейного воспитания культуры здоровья.

А важнейшим условием решения этих задач должно стать качественное улучшение учебно-воспитательной, физкультурно-оздоровительной, врачебно-контрольной и досуговой работы с учащимися силами не только образовательного учреждения, но и семьи и общественности.

Показатели сохранения здоровья:
– комфортность пребывания в образовательном учреждении, социально-психологический климат;
– снижение выявлений заболеваний и травматизма;
– профилактика заболеваемости: режим работы, благоприятное расписание, систематическое посещение спортивных отделений, пропаганда здорового образа жизни, физкультурно-оздоровительная работа.

Для реализации главных задач педагоги учреждения используют активные методы и формы обучения: групповую и парную работу, дифференцированный и индивидуальный подход, сотрудничество в обучении, возможность выбора заданий и упражнений, современные информационные и цифровые технологии.

Таким образом, учебно-тренировочное занятие, как здоровьесберегающая организационная форма – это такая организация образовательной деятельности, при которой педагог эффективно руководит познавательной деятельностью учащихся, на основе соблюдения санитарно-гигиенических условий, создания благоприятного психологического микроклимата, использования элементарной диагностики утомляемости учащихся.

Кроме учебно-тренировочной деятельности, регулируем режимные моменты внешкольной деятельности, совершенствуем информационно-просветительскую работу с учащимися – повышаем уровень их грамотности в вопросах защиты от вредных для здоровья факторов природной среды, стараемся сформировать представления учащихся об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих. Это происходит через теоретические занятия и различные беседы во время отдыха, дни здоровья, лектории, встречи с авторитетными спортсменами, экскурсии и др.

Спортивно-оздоровительная работа занимает ключевую позицию. За время обучения мы развиваем у детей такие качества, как: быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость.
Морально-волевые: настойчивость, целеустремленность, трудолюбие, способность преодолевать трудности.
Для общего развития мы используем дополнительные виды спорта: велосипедная подготовка, ролики, настольный теннис, спортивные игры.

Также рекомендуем учащимся и их родителям в выходные дни совершать прогулки на свежем воздухе, а во время летних каникул регулярно тренироваться на велосипеде (в условиях пересеченной местности) и плавать. Помимо учебно-тренировочной и физкультурной работы, необходимой для укрепления организма учащихся, большое внимание уделяем самостоятельной работе над собой, над формированием собственного здоровья.

В образовательном учреждении регулярно проводятся разъяснительные работы среди учащихся и их родителей, стараясь донести до каждого необходимость в здоровом образе жизни, важности значения физкультурных мероприятий в режиме дня. Правильно построенный режим дня позволяет не только сохранить и укрепить здоровье, но и успешно справляться с учебой в общеобразовательной школе. Высокая сознательность учащихся, их личная активность позволяют добиться успеха в укреплении здоровья.

Ежегодный численный состав  нашего образовательного учреждения – это уже более 400 учащихся, которые регулярно участвуют во внутришкольных, краевых и всероссийских соревнованиях по культивируемым видам спорта (горнолыжному спорту, сноуборду, футболу и пауэрлифтингу), а лучшие учащиеся ежегодно входят в основные составы сборных команд Камчатского края и представляют наш регион и город на самых главных чемпионатах и первенствах нашей страны.

Более 60% учащихся имеют спортивные взрослые и массовые разряды. В части выполнения врачебно-медицинского контроля учащиеся спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки два раза в год проходят медицинские осмотры, а учащиеся учебно-тренировочных групп углубленные медицинские обследования в Камчатском центре спортивной медицины.

В учреждении разработаны и применяются на практике четкие алгоритмы действий участников образовательной деятельности.

Осуществляется тесная работа педагогов и администрации с Советом родителей.

Участие в соревнованиях, призовые места, грамоты и кубки победителей по различным видам спорта, а также желание у учащихся к систематическим занятиям спортом, говорят о высокой эффективности нашей работы от налаженного учебно-тренировочного и соревновательного процессов до врачебно-медицинского контроля.

И в заключении, хочу повторить:
– взаимодействие семьи и образовательного учреждения в вопросах формирования и укрепления здоровья детей и подростков – комплексная социальная проблема, которая требует объединения усилий всех участников образовательной деятельности: педагогов,  специалистов, администрации и в особенности родителей учащихся.
Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности.

Директор МБУДО ДЮСШ № 2 Рязанов Николай Владимирович